Адресат рекламного послания и аромат
Используя запахи в качестве составляющего элемента рекламных акций или продвижений брендов, нужно предельно внимательно отнестись к оценке целевой аудитории подобных кампаний. Не секрет, что отдельные категории и группы людей обладают существенными различиями в восприятии запахов. И в данном случае речь не идет о расстройствах обоняния или о неких патологиях, мы говорим о норме. Восприятие запахов весьма индивидуально. На него оказывает влияние целый ряд факторов. В первую очередь – это пол и возраст человека, его гормональный статус. Существенно влияет на способность воспринимать запахи и физическое состояние организма, этническая принадлежность, пищевые и курительные привычки.
Наиболее глубоко изучены отличия восприятия запахов женщинами и мужчинами. Они по-разному характеризуют не только качество запаха (приятный – неприятный), но и его интенсивность (слабый – сильный). Опытным путем установлено, что порог восприятия запахов у женщин и мужчин также отличается. У женщин он существенно ниже, запахи они воспринимают острее. Более того, прекрасная половина человечества гораздо хуже, чем мужчины переносит запахи химикалий и дезинфекции. При этом к малоприятным бытовым запахам дамы более терпимы. Проводились исследования по изучению изменений степени остроты обоняния человека в зависимости от его возраста. Оказывается, обоняние у людей на протяжении жизни меняется, то в большую, то в меньшую сторону. Наиболее развито оно у детей, и, как ни парадоксально, у пожилых людей. Интересно, что в молодом возрасте, до 35 лет, люди вне зависимости от пола, лучше всего воспринимают запахи древесных смол, меда, липы, сена, теста. Отдельного упоминания заслуживают беременные женщины, ибо у них кардинально меняется реакция на запахи и чувствительность к ним.
На восприятие запахов накладывают отпечаток культурные и исторические традиции населения. У разных народов одни и те же пищевые продукты могут вызывать совершенно противоположную реакцию. К примеру, жители Курильских островов горбушу с душком считают первейшим деликатесом, а у рядового европейца такой продукт вызовет отнюдь не аппетитные ощущения. Восприятие запахов зависит от внешних факторов и от конкретной ситуации. Наложение одних запахов на другие также может кардинально изменить восприятие и сменить положительные эмоции на отрицательные.